Когда началась христианизация англосаксонской Британии?
Христианизация Британии началась в 7 веке нашей эры и продлилась более столетия. В статье рассмотрим весь тернистый путь окончательного крещения Англии.
К 6 веку Христианство с центром в Риме, вновь стало доминирующей религией в Западной Европе. Закрепившись в королевствах франков, взоры папского престола обратились на англосаксонские королевства Британии, которые все еще поклонялись пантеонам германских богов. Римская церковь развернула активную кампанию по отправке на остров миссионеров. Главной целью обращения была знать, которая играла ключевую роль в средневековом государстве. С этого момента и началась христианизация Англии.
Первым крещенным англосаксонским правителем стал король Кента — Этельберт. Этому способствовал тот факт, что он был женат на франкской принцессе Берте из династии Меровингов, которая правила христианской Франкией.

Королева Берта была убежденной христианкой. После свадьбы с языческим королем она не отреклась от веры. При дворе ее сопровождал личный священник по имени Людгард.
Во многом это было возможно благодаря веротерпимости Этельберта. Еще будучи язычником, он позволял ей сохранить свою веру и выполнять все христианские обряды.
Лояльность короля к христианству объясняется тем фактом, что королевство Кент имело очень тесные связи с государством Франков. Население королевства также довольно тесно контактировало с крещенными франками. Поэтому в Кенте к христианству относились вполне терпимо и даже с симпатией.
Поэтому почва для работы миссионеров к 7 веку в Кенте была очень благоприятная. В 596 году во главе миссии от папы на остров прибывает аббат бенедиктинец Августин. Ему удается убедить Этельберта принять новую веру. Под влиянием короля большинство знатных семейств, а также несколько тысяч простых англосаксов также были приняты в лоно новой церкви.

Спустя год в королевстве основали первый монастырь в Кентербери. Августин стал эпископом Кентерберийским и начал постепенное распространение веры в Кенте и дальше вглубь острова. Впоследствии Августин будет причислен к лику святых и будет считаться основателем Английской Церкви.
Святой Этельберт Кентский
К началу 7 века, Королевство Кент было на пике своего могущества. Авторитет Этельберта был столь высок, что именно он считался бретвальдой.
Бретвальда ( англосакс. Bretanwealda) – буквально «Повелитель Британии». Так называли королей, влияние которых распространялась на большинство королевств Британии.
Новая вера волей короля стала быстро распространятся среди знати соседних государств. Вскоре Этельберт стал крестным отцом короля Восточной Англии Редвальда.
На примере Редвальда можно увидеть типичное для Англии 7 века отношение к новой религии. На переходном периоде от язычества к христианству очень часто обряды и символы перемешивались между собой.
Еще будучи язычником Редвальд построил для себя храм, где был круглый алтарь со всеми германскими богами. После своего крещения он просто добавил к остальным изображение Христа, как еще одного бога. Таким образом Редвальд и принял новую веру, но все же оставался язычником.
Этельберт Кентский вел бурную деятельность по обращению англосаксов в новую веру вплоть до самой смерти в 616 году. За «возвращение христианства в Британию» он был канонизирован и стал Святым Этельбертом.

И вот уже, казалось бы, христианство прочно закрепилось на юге Британии и будет неминуемо распространятся по всему острову. Однако много англосаксов стали христианами не по искреннему желанию, а в страхе перед могуществом бретвальды. После смерти Этельберта к власти приходит его сын Эадбальд который фактически сразу вновь объявил себя язычником.
Следуя его примеру, все подданные, которые обратились в новую веру под страхом перед прошлым королем, вновь вернулись к германскому язычеству. Часть аббатов даже покинула остров. В христианизации юга Британии произошел большой откат.
Ближе к концу жизни Эадбальд покаялся и вернулся в лоно христианской церкви. После этого миссионеры вновь продолжили бурную деятельность.
Нортумбрия и Эдвин Святой
Дочь Этельберта — Этельбурга в отличие от Эбальда продолжала исповедовать веру отца. Кентская принцесса в 625 году вышла замуж за короля Нортумбрии Эдвина. Вместе с ней к нортумбрскому двору прибыл член григорианской миссии эпископ Паулин.
В 616 году Эдвин в союзе с королем Восточной Англии Редвальдом разбил короля Этельфрита и объединил два королевства Берницию и Дейру в могущественную Нортмубрию.

Наиболее популярная легенда о крещении Эдвина содержится В «Церковной истории» Беды Достопочтенного (7 век). Согласно Беде, к Эдвину королем Уэссекса был подослан убийца. Во время этого нападения в Йорке в 626 году король был сильно ранен, но спасен своим тэном христианином Лиллой.
Этельбурга была в это время беременна и когда она узнала о ранении мужа – у нее начались преждевременные роды. Узнав об этом, король поклялся, что вручит и дитя, и себя в руки Богу, если он поможет спасти ребенка и победить Уэссекс. Паулин отправился молиться и за этим занятием провел всю ночь.
Этельбурга успешно родила дочь, а вскоре Эдвин разбил войска Уэссекса в решающей битве. Король сдержал обещание и в 627 году в Йорке он и 12 членов его семьи приняли новую веру.
Нортумбрия при Эдвине играла ведущую роль среди англосаксонских королевств. Эдвин активно пытался убедить своего друга, вышеупомянутого Редвальда, полностью принять Христа, однако безуспешно.
Как и в случае с Этельбертом, король-христианин Эдвин, ставший бредвальдой после Редвальда, активно способствовал распространению христианства в англосаксонском мире. В последствии и Эдвин, Этельбурга и Паулин были канонизированы.

И вот, казалось бы, теперь окончательное крещение Британии уже ничего не остановит. Однако вновь повторяется та же ситуация, что и ранее с Кентом. Против Нортумбрии выступает союз бриттского короля Кадваллона с мерсийским королем Пендой. В битве при Мейкене (Хэтфилде) в 633 году Эдвин погибает вместе с двумя сыновьями.
Нортумбрия вновь распадается на Берницию и Дейру. К власти в Берниции приходит представитель другой династии Энфрит (сын свергнутого и убитого Эдвином Этельфрита). В Дейре воцаряется Осрик, двоюродный брат Эдвина.
Ранее оба правителя были крещеными, но по восшествию на престол, вновь вернулись к языческим обрядам. Этельбурга и Паулин под давлением языческих династий вынуждены были бежать из королевства.
Святой Освальд и монастырь Айона
Вскоре после гибели Эдвина, в ослабшие королевства Берницию и Дейру продолжил вторжение правитель бриттского королевства Гвинедд — Кадваллон. Сначала валлийцы захватили Йорк, который в свою очередь осадил уже Осрик. В одной из стычек, во время валлийской вылазки, Осрик был убит.
Через пару месяцев был убит и прибывавший для переговоров Энфрит. Таким образом Берниция и Дейра вновь вернулись под власть бриттов впервые после англосаксонского завоевания Британии.
Однако вскоре против Кадваллона выступает брат Энфрита — Освальд и разбивает его в битве при Хэвенфельте в 634 году. Освадьд становится королем Нортумбрии. И наиболее важным фактом здесь является, то, что Освальд уже был убежденным христианином.
Во времена правления Эдвина, он был вместе с Осриком и Энфритом в изгнании в соседней Шотландии. Пикты и скотты в то время уже были полностью христианизированы ирландцами. Там все трое под влиянием шотландцев приняли христианскую веру. В отличие от тех же Осрика и Энфрита, Освальд по возвращении никогда не отречется от принятой веры.
Более того он поддерживал тесную связь с пиктами и скоттами Севера. Поэтому после воцарения на престоле Нортумбрии он призвал монахов из бенедиктинского монастыря Айона заложить первый христианский монастырь.

Монастырь Айона – один из первых монастырей на одноименном острове (на западе Шотландии). Он был возведен в 563 году святым Колумбой, прибывшим из Ирландии. В 6 веке монастырь стал одним из главных центров крещения Шотландии и Британии.
Примерно в 635 году такой монастырь был основан ирландским миссионером Айданом на острове Линдисфарн. Айдан Линдисфарнский будет причислен к лику святых и будет почитаться как апостол Нортумбрии.
Линдисфарнский монастырь стал главным центром распространения христианства на севере Англии. Вторым по важности центром стал Йорк.
Христианство и Золотой век Нортумбрии
С принятием Нортумбрии в лоно новой церкви начали постепенно восстанавливается связи с Европой, которые были разорваны после англосаксонского завоевания. В Британию вместе с христианством вновь возвращается латынь.

Становятся доступными для изучения передовые научные труды того времени, а также переводы античных авторов. На Севере Британии начинается эпоха рассвета и просвещения. Этот период также называют как Нортумбрский Ренессанс.
Освальд не только восстановил былую мощь Нортумбрии, но и завоевал титул бретвальды. Под его влиянием находилась большая часть Англии, а также несколько шотландских и даже бриттских королевств.

Освальд был очень теплых отношениях с королем Уэссекса Кинегильсом. В 635 году ради сближения и союза с могущественной Нортумбрией, Кинегильс крестился. Его крестным отцом стал сам Освальд.
На территории самого Уэссекса еще с 634 года успешно проповедовал бенедиктинский монах Бирин, посланный Папой Гонорием I. Таким образом при Освальде уже практически все Британия была под властью христианских правителей. Оставалось небольшое количество языческих англосаксонских королевств, наиболее мощным из которых была Мерсия.
Освальд погиб в битве при Майс-Когви в 642 году в бою с мерсийско-валлийскими войсками. По иронии судьбы армию противника возглавлял тот самый мерсийских король Пенда, в бою с которым ранее погиб Эдвин Святой. Однако в этот раз влияние церкви было столь всеобъемлющим, что откат к язычеству не произошел.
Освиу
После гибели Освальда Нортумбрия по старой традиции вновь распалась. В Берниции на престол взошел брат Освальда – Освиу, в Дейре – Освин, сын прошлого короля Дейры Осрика.
Он женил одну из своих дочерей на сыне Педе, сыне Пенды, который в то время сидел на троне Восточной Англии. Одним из главных условий было конечно же принятие Педой христианства.
Вскоре союз между мерсийским королем Пендой, королем Восточной Англии Педой и королем Дейры Этельвальдом (сменившем Освина) напал на Берницию, где правил Освиу.
Расклад сил был далеко не в пользу Берниции и шансов на победу у Освиу практически не было. В отчаянии король поклялся построить в случае победы 12 монастырей и отдать одну дочь в монахини.

В битве при Винведе в 655 году войска Освиу неожиданно громят армии союзников. В этой битве гибнет Пенда. Далее последовал быстрый и успешный поход, в результате которого Освиу вновь собрал Дейру и Берницию в Нортумбрию. Также на краткий период он подчинил Мерсию, оставашуюся последним языческим государством англосаксов.
Освиу выполнил свое обещание – заложил по 6 монастырей в Дейре и Берниции и отдал годовалую дочь в монахини.
Эльфледа (654 — 714)– дочь Освиу стала настоятельницей монастыря в Уитби. Она была известна своими достижениями в хирургии и благочестием. Поддерживала дружеские отношения с Кутбертом Линдисфарнским. После своей смерти в 714 году была канонизирована и стала святой.
Павший при Винведе Пенда, был последним крупным королем язычником в англосаксонской Британии. Таким образом во второй половине 7 века Мерсия также стала управляться христианскими правителями. Освиу оказал большое влияние тажке на христианизацию королевства Эссекс.
Кельтская и римская церковь
Ко второй половине 7 века вся Британия уже управлялась христианскими правителями. В англосаксонских королевствах активно несли слово Божье миссионеры, склоняя оставшихся язычников переходить в свою веру. Однако была одна существенная проблема. Христианизацию Британии проводили сразу две церкви, которые следовали разным религиозным традициям…
На север Англии отправлялись миссионеры, которые исповедовали «кельтское христианство», пришедшее из Ирландии. Одним из важнейших центров Кельтской Церкви в Англии был основанный айонскими монахами — Линдесфарн.
Юг же Англии был под влиянием Рима. Сюда прибывали папские миссионеры. Одним из важнейших центров был Кентерберийский собор в Кенте.
И все бы ничего, но обе эти церкви имели различие в обрядах. Например, у римских и кельтских монахов был разный постриг.

2. Кельтский постриг
Римский постриг — это выбривание волос в форме круга на макушке (тонзуру).
Кельтский постриг – это выбривание полосы от уха до уха, вдоль макушки при длинных волосах сзади.
Главным же камнем преткновения был расчет даты празднования Пасхи.
Пасхалия (лат. Computus) – методика расчета дня, когда следует праздновать Пасху. Изначально праздновалась в Воскресение после 14 дня лунного месяца нисана (по иудейскому календарю). Однако позже расчеты были признаны ошибочными и возникли споры. Первые попытки прийти к одному дню для всех христиан были сделаны на Никейском соборе в 325 г. В Западной Европе к общей «александрийской Пасхалии» придут только к концу 8 веку.
В 6 веке в Риме ввели новую систему подсчёта Пасхи от Дионисия Малого. Кельтская церковь же была более консервативной и не стала менять уже устоявшиеся методы расчёта.
Таким образом на территории Британии отмечались две Пасхи, в зависимости от церкви прихожан (римской или кельтской). В семьях, где были сторонники обоих обрядов Пасху могли отмечать и дважды в год. Это было обычным явлением для областей со смешанным влиянием церквей.
Синод в Уитби

В 664 году Освиу организовал церковный собор в монастыре Уитби. Собравшиеся должны были прийти к общему решению и привести церковь в Британии к единым традициям.
Синод в Уибби — это современное название события. Заседание происходило в монастыре Хильды в Стреоншале, который только позже будет именоваться аббатством Уитби.
Позицию кельтского христианства с центром в Айоне представлял Колман (Colmán) из Линдесфарна. Главным защитником римского христианства и папской точки зрения был Вильфрид (лат. Wilfridus). Вильфрид был нортумбрским аббатом Рипонского монастыря и ярым сторонником римского обряда. Впоследствии оба будут зачислены в лик святых. Освиу как текущий бретвальда выступал на синоде председателем и главным судьей.
Колман стоял на позиции, что кельтская Пасхалия использовалась Святым Колумбой, основателя Айоны и человека неоспоримой святости. Сам же Колумба лишь следовал традиции одного из первых апостолов и евангелистов – Святого Иоанна. Этими аргументами Колман объяснял, почему кельтская церковь не видит смысла, что-либо менять в текущем расчете, который был принят столь уважаемыми Святыми.
Вильфрид признал, что эти традиции ранее были и в Риме, где «жили, проповедовали, страдали и погребены Святые Петр и Павел». Потом он отметил, что эти обычаи были более актуальны во времена Святого Иоанна и его эпохи. В них были ошибки в расчетах, которые учли в новых правилах.
Также он признал, что Святой Колумба делал все, что мог в свое время, имея лишь определенный запас знаний. Поэтому для него старое толкование пасхалии было простительно. Однако сейчас невежество ионийских монахов не может быть принято Римом.
Также он заявил, что никто не имеет большего авторитета, чем Святой Петр, последователями которого являются римские священники. В общем каждая из сторон оставалась на своих позициях и не хотела уступать в теологическом споре.
Освиу выслушал позиции обеих сторон, после чего спросил согласны ли они, что Петр получил от Христа ключи от Рая и был провозглашен «камнем на котором будет построена Церковь» как сказано в Евангелие от Матфея 16:18-19. Обе стороны ответили утвердительно.
Тогда Освиу огласил, что принимает решение в пользу авторитета хранителя райских ключей, а, следовательно, его последователей – римской церкви.
Таким образом Синод в Уитби установил римские обычаи как единые для церкви в Нортумбрии.
Колман и сторонники ионийской партии отказались соблюдать новые порядки. Им было позволено уехать в Иону и даже забрать с собой часть реликвий. Епископская резиденция была перенесена из Линдесфарна в Йорк, епископом которой станет Вильфред Йорский. Тот самый, который отстаивал на синоде римскую позицию.
Значение крещения Англии
Христианизация Англии сыграла огромную роль в истории Европы. Благодаря обращению в новую веру, англосаксонская Британия вновь восстановила связи с континентом. Европейские королевства более охотно поддерживали отношение с единоверцами чем с язычниками.
Короли обменивались письмами с могущественными христианскими королями, а монахи перенимали научный и теологический опыт своих коллег из Европы. Поскольку церковь в период средних веков была источником прогресса и образования — англосаксонский мир начал двигаться в сторону унитарности и просвещения.
Пройдет еще две сотни лет, прежде чем у берегов Линдесфарна появятся первые дракары…